Солнечные автомобили
Транспорт – едва ли не главное орудие убийства планеты как по ресурсам, которые он сжигает, так и по выбросам в окружающую среду. Поэтому естественно, что и потребители, и производители ищут более чистые и экономичные решения для транспортировки.
На протяжении сотен лет люди ищут способы использовать чистую и бесплатную солнечную энергию в различных целях. Получение электрической энергии из солнечного света стало возможно, благодаря исследованиям множества ученых. Отправной точкой послужило открытие фотогальванического эффекта в 1839 г. Через сто с небольшим лет были изобретены полупроводниковые фотоэлектрические элементы, преобразующие излучение Солнца в постоянный ток.
Солнечные панели способны вырабатывать некоторое количество энергии даже в облачные дни и поэтому они все чаще входят в наш мир обывателей. Теперь настало время их интегрировать с автомобилями но не только для зарядки гаджетов и аккумулятора авто, но и использовать накопленный заряд для движения.
Около десяти лет назад два выходца из технического университета Эйндховена (Нидерланды) поняли это и основали компанию Lightyear. В 2019 компания году представила прототип полноценного автомобиля — Lightyear One.Благодаря покрытию из солнечных панелей, в определенных условиях автомобиль не нуждается в подзарядке. Считается, что за сутки пребывания на солнце панели площадью около 5 кв.м могут зарядить батарею мощность 1,05 киловатт-часа настолько, чтобы хватило на преодоление 70 километров пути. По наблюдениям, ежедневно европейцы проезжают гораздо меньшее расстояние. Если допустить, что владелец Lightyear One живет где-то в солнечной Калифорнии и передвигается только по городу, автомобиль способен работать без подзарядки месяцами, а может и несколько лет.
Производители премиальных и просто дорогих автомобилей уже давно встраивают солнечные панели в сдвижные люки – «халявная» электроэнергия позволяет, например, проветривать и охлаждать салон, пока машина стоит на парковке. Имеется ввиду включение климатической системы, а не открывание люка.
В сегменте массовых автомобилей солнечные батареи пока редкость, но Hyundai Motor Group начнет в массовом порядке оснащать свои модели солнечными панелями. С их помощью компания хочет добиться лучших экологических показателей. По данным Hyundai, солнечные панели Sonata Hybrid могут генерировать достаточно электроэнергии для зарядки от 30 до 60% аккумулятора автомобиля при 6-часовой ежедневной зарядке. Это добавляет около дополнительных 1 300 км в год.
Компания обещает сделать их привычным явлением: панорамные крыши со встроенной солнечной батареей войдут в оснащение гибридных автомобилей Hyundai и Kia, а чуть позже солнечными панелями снабдят модели с двигателями внутреннего сгорания и электрическими силовыми установками, причем последние получат наиболее продвинутые системы: солнечные панели встроят не только в крышу, но и в капот.
В Японии Toyota Prius Prime предлагается с крышей на солнечных батареях, что позволяет увеличить дальность поездки до 6 км в день.
Электрическая система, питающая многие вспомогательные устройства Mercedes-Benz VISION EQXX, может получать дополнительную энергию от 117 солнечных батарей на крыше. При идеальных условиях это может увеличить запас хода на 25 км во время поездок на дальние расстояния.
Конечно, пока это можно назвать "каплей в море" и автомобили, использующие солнечный свет в качестве источника энергии, не очень распространены. Причинами такого положения дел выступают высокая стоимость их производства, низкая эффективность солнечных батарей и необходимость установки аккумуляторов, представляющих собой энергоемкие накопители электрической энергии,.но мир не стоит на месте!